• Мы в соц сетях:

Тартария
08 Apr 2018г.

Московиты в представлении Сигизмунда Герберштейна

admin



В недрах Российской Государственной Библиотеки наткнулся на интересную книгу:


Herberstein, Sigmund von (1486-1566).
 

Die Moscovitische Chronica. Das ist ein grundtliche beschreibung… dess… Grossfürsten in der Moscauw, sampt derselben Fürstenthumb und Länder… zusammen gebracht… Erstlichen durch… Paulum Jovium, dessgleichen durch… Sigmund Freyherrn zu Herberstein… selbst persönlich erfahren und folgendts durch… Pantaleon… auss dem Latein ins Teutsch gebracht… [Sammt Der wunderbaren Wasser inn Ungaren verzeichnuss durch Georg Wernherr beschrieben]. — Franckfurt am Mayn: gedruckt durch Johannem Schmidt in verlegung Sigmund Feyerabends, 1579. — [4], 139, [3] ff.: ill.; 2°.
 

Ил. — грав. на дер.
 

Нумерация ошибочна: на последнем л. колонцифра 138
 

Хранение: Frankfurt Feyerabend 1579 2°;

С одной стороны это вроде бы всем хорошо известная книга- Записки о Московии Зигмунда Герберштейна.С Базельского издания 1556 года. Но в оригинале у нее вот такое название:
 

 
Rerum Moscouiticarum commentarij Sigismundi Liberi baronis in Herberstain, Neyperg, & Guettenhag: Russiae, & quae nunc eius metropolis est, Moscouiae, breuissima descriptio. Chorographia denique totius imperij Moscici, & uicinorum quorundam mentio. De religione quoque uaria inserta sunt, & quae nostra cum religione non conueniunt. Quis denique modus excipiendi & tractandi oratores, disseritur. Itineraria quoque duo in Moscouiam, sunt adiuncta. Ad haec, non solum nouae aliquot tabulae, sed multa etiam alia nunc demum ab ipso autore adiecta sunt: quae, si cui cum prima editione conferre libeat, facilè deprehendet.
Как вы видите оно отличается от названия книги из архивов РГБ.Да и года издания разные- 1579 и 1576.Отличается и количество страниц.В первом случае их 138 а вот у Базельского издания аж 205.Вообще судя по той информации. что я обладаю, читая старинные книги и документы, книга Герберштейна это такой микст из знаний первой половины 16 и, как минимум, второй половины 17 веков. Подозреваю, что окончательный текст был составлен нашими историками уже в 18 веке, в рамках написания истории с нуля.
К сожалению мои лингвистические способности ниже плинтуса а  там еще и латынь, так что анализировать  текст, найденной мною книги, я не стал. Бесполезно.Если у вас это получится. буду только рад.Поэтому я, как всегда, ограничился рассматриванием картинок. Они, кстати, тоже очень занимательные.

Начнем с самого начала.Вот это князь Василий Иванович, к которому ехал Герберштейн. Почему я так решил? А по палке.Подобные символы власти держали в руках все наши цари вплоть до 18 века.Вот у меня есть посты — Московские цари и их древо.  И Правители Древней Руси.Там много портретов наших правителей именно с такими символами власти, можете сами убедиться.Причем этот портрет явно писали с натуры. Вон какой нос характерный.Опять же одежда указывает явно на нашу местность.Вот только шапка портит всю картину. Ну к шапкам мы еще вернемся.

Идем дальше. Это, судя по всему, аудиенция в Москве.И вот тут шаблон начинается рваться.Тюрбаны на головах московитян вызывают недоумение.Да и одежды с бантиками сзади, на поясе.как то выбиваются из нашей картины о том, как тогда одевались на Руси.

Вот тут, судя по надписи, мы видим тартар.И опять тюрбан.А вот в правой руке у человека, его носившего, очень интересное оружие- клевец. Оружие одного удара, предназначенное исключительно для  пробивания рыцарских доспехов и не для чего более. О нем я подробно рассказывал в своем посте-Рюрик, кто он, откуда пришел и кем был. Кстати с выводами, которые я сделал в этом посте согласился даже сам Путин. Хотя и не читал его.Просто у дураков мысли сходятся.

Это вот опять аудиенция у князя, судя по всему.Я пытался хоть как то соотнести картинки с текстом но потом бросил. В этой книге половина иллюстраций повторяется по два а то и три раза.И опять мы видим тюрбаны.А у военного, что стоит справа на картинке, еще и что то типа пищали.

Вот еще одна аудиенция. Тут человек явно в европейской одежде о чем то разговаривает с сановником в тюрбане.

А это уже две битвы.В этой воины в тюрбанах сражаются против воинов в остроконечных шапках.Причем у воинов в тюрбанах на щитах полумесяц.

А в этой битве воины в тюрбанах убегают от рыцарей.Правильно делают.Встречать в лоб закованных в броню рыцарей как то глупо, особенно если у тебя самого такого доспеха нет. Просто сомнут и растопчут.Вот для этих рыцарей, кстати, клевец, что вы видели выше на картинке, и нужен был.

И еще одна аудиенция.Тут уже европеец подает или получает какую то бумагу из рук европейского короля в латах.

Ну и в самом конце вот такая картинка с датой — 1579 год.


Прежде всего хотелось бы обратить внимание на одежду людей в тюрбанах с военной точки зрения. Это кафтаны.Под ними может быть и есть какая кольчуга, но явно легкого типа. Т.е. основной тип войска тут — легкая кавалерия. Сам тюрбан не просто украшение. Это средневековый аналог каски, предохраняющий от удара саблей или еще чем-нибуть тяжелым сверху по голове. Сейчас он сохранился только у сикхов. Причем под ним у них длинная, длинная коса, которая растет всю жизнь и которая служит для дополнительной защиты головы.Если ударить по этой косе саблей то сабля просто отскочит.
Еще обращают на себя внимание очень короткие бороды у людей в тюрбанах.Дело в том, что на Руси( да и не только) на всех картинах, иконах и фресках  принято было рисовать воинов без бороды и усов а светских сановников и царей с длинными бородами. А тут есть усы и очень короткие бороды.
Были ли эти люди в тюрбанах жителями Московии? Вполне возможно.Тут только тюрбаны всю картину «портят».А так все в пределах допустимого. Да и тюрбаны тоже, на самом деле, вполне себе в русле развития военного дела. Ну не было тогда материалов, которые бы достаточно эффективно могли противостоять удару клинка сверху. Потом появились и тюрбаны ушли в небытие, как потом ушли в историю доспехи с развитием огнестрельного оружия.А Восток и Индия всегда отставали от нас и Европы в развитии, поэтому там тюрбаны задержались на более долгий срок. Сикхи их носят и до сих пор.
Раньше была совсем другая жизнь, о которой мы сейчас можем только догадываться.
Кстати, оказывается эта книга, «Die Moscovitische Chronica», есть в «Гугл Книгах».Вот ссылка.
 
Источник