• Мы в соц сетях:

Тартария
07 Apr 2018г.

Стрелецкие бунты и церковные реформы

admin



Предисловие.
Хотелось бы обозначить цель статьи.
Поиск исторических фактов, имевших место в прошлом событий, и дошедших до наших дней в совершенно искажённых формах. Приводимые факты являются лишь их освещением и никоим образом не могут быть рассмотрены, как «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих» (УК РФ ст.148).
Убежден, что понимание реальных механизмов, приведших к тем или иным трагичным событиям в прошлом, позволит избежать повторения подобных кровавых сценариев в настоящем и будущем.

После изучения событий 1773-1775гг., связанных с именем Пугачева, для меня остались непонятыми некоторые моменты.
Решил не торопиться и подождать, когда появятся дополнительные факты.
Долго ждать не пришлось.
Буквально спустя несколько дней появилась статья у Игоря Грека apxiv о средствах передвижения в прошлом.
Тут же вспомнились строки из «Истории Пугачевского бунта»:

часть 2 стр 256  Устинья Петровна волокита

В тот же момент возник образ:

surikov04 боярыня Морозова.jpg

На утро уже ходил и непроизвольно распевал «Из-за острова на ...».
Не понимая связи между Пугачевым, Морозовой и Разиным, решил обратиться к знаниям, размещенным в сети Интернет.
За время поиска глаза то и дело лезли на лоб.
Постепенно картина стала проясняться и всё встало по своим местам.

Чем дальше по временной находишься от какого то события, тем сложнее отыскать истину.
Народная память хранит имена своих героев в легендах, стихах, песнях. Но и они могут быть легко искажены.
Спросите у своих знакомых или наберите в поисковике, куда плыли челны Стеньки Разина из-за острова, и вряд ли получите правильный ответ.
Здесь много вариаций не тему «Из-за острова...».

Пушкин А.С. не мог в «Истории Пугачевского бунта» выразить в явном виде своего отношения к Степану Разину, поэтому, как и самого Пугачева, он рисует неким злодеем, которого яикские казаки не любят.
В описании картины разгрома войск Пугачева Пушкин использует образ старой казачки, которая ищет «своего Стёпушку»:

Примечание стр 52 к главе 5 не тыли мой Степушка

Поэт, пытаясь разобраться в причинах произошедших событий 1773-1775гг. на реке Яик, отправляет нас к истокам, на сто лет назад, к другой «крестьянской войне» 1670-1671гг. под предводительством Степана Разина.
По удивительному совпадению Емельян Пугачев родился в той же самой станице Зимовейской, в которой 112 лет назад родился Степан Разин.
О судьбе дома, где родился Степан Разин мне неизвестно, а вот изба Пугачева был демонстративно сожжена.

Примечание стр 45 к главе 4 о сожжении избы в Зимовейской

В наши дни это место, как и многие другие памятные места в России, находится под водой. На дне Цимлянского водохранилища.

Подобно Емельяну Пугачеву в истории со Степаном Разиным казаки предстают нетрезвыми разбойниками, а сам атаман при живой жене, связывает свою судьбу с персидской княжной.
Подобные образы трудно соотнести с реальным укладом жизни казаков.

«Сентениця о наказании смертною казнею» Пугачева существует в "Своде законов Российской Империи" под номером 14.233 и совпадает с датой казни — 10 января 1775 года.
В случае со Степаном Разиным есть лишь документ под номером 503 от 15 января 1672 года, под названием «Сказка о Стеньке Разине».
Следующий документ под номером 504 от 23 января, называется «Грамота Вологодскому и Белозерскому Архиепискому Симону. — О явившемся вновь в Астрахани, после казни Стеньки Разина, другом бунтовщике, Донском козакеФедьке Шелудяке с товарищами...»

Сложно сказать, какими обстоятельствами был вызван такой временной перерыв с момента казни Степана Разина, и написанием официального документа.
Возможно, ждали окончательного разгрома «воров», а может быть, ещё не продумали все детали «Сказки».
Очевидно одно, что спустя 100 лет сочинительствовали гораздо быстрее.

они же дети Разин.png


они же дети Пугачев.png

Похоже, что метод «они же дети», придумали задолго до «цветных» революций.


Среди ярких событий 1671 года отмечу три.

1.Второе бракосочетание Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, будущей матерью Петра (на которое не явилась боярыня Морозова Ф.П.).

2.Казнь предводителя «крестьянского восстания» — Степана Тимофеевича Разина (6 июня).

3.Арест боярыни Морозовой Федосьи Прокопьевны (на картине Василия Ивановича Сурикова запечатлены события ноября 1671 года).

Женитьба царя имела свои последствия, но не в том же году и рассмотрена в отдельном блоге.

О казне Степна Разина до настоящего времени дошли стихи, песни и картины.
По одним источникам он был четвертован на Болотной площади, по другим — на Лобном месте.
Емельян Пугачев был казнен на Болотной площади.

78 Кириллов СА.jpg

Интересно узнать, кто же такая была боярыня Морозова Ф.П., и за какие такие преступления ее везут закованной в цепи (на картине показан не весь «набор узника»).
Почти как Емельяна Пугачева, только что без клетки.

Морозова Федосья Прокопьевна была вдовой известного боярина Глеба Иванович Морозова, брат которого так или иначе, считается причастным к событиям 1662 года (как и Иван Данилович Милославский, отец первой жены царя), получивших название «Медного бунта».
Борис Иванович Морозов был пожалован в бояре в 1634 г., в связи с назначением в дядьки к царевичу Алексею Михайловичу. Когда в 1645 г. Алексей по семнадцатому году венчался на государство, его пестун стал временщиком, «сильным человеком». Как тогда выражались, царь «глядел у него изо рта».

Борис Морозов умер в 1662 г. бездетным Его вотчины наследовал младший брат, который и сам был очень достаточным человеком (2110 дворов по росписи 1653 г.6). Почти одновременно с Борисом скончался и Глеб Иванович, и единственным владельцем этого громадного состояния, уступавшего, быть может, только состоянию «именитых людей» Строгановых, оказался отрок Иван Глебович, а на деле его мать Федосья Прокопьевна Морозова.

В 1666 году наступает кульминация реформ, проводимых патриархом Никоном.

Сторонники старых обрядов объявляются раскольниками, подвергаются гонениям и казням.
Прос­тым священникам и мирянам приходилось куда хуже — за отказ креститься тремя перс­тами и причащаться просфорами с четырехконечным «ляшским» крестом их клеймили, как воров, отрубали руки и выка­лывали глаза.
Интересно, что раскололи общество именно новшества реформ Никона.

Параллельно царь Алексей Михайлович, будучи приверженцем западного уклада, пытался привнести западные манеры. Любопытно проследить изменения внешнего вида царей по рисункам из «Коронационного сборника 1896 года».
Дело отца продолжил сын и в 1701 году на свет появился такой вот указ.

04-стр182-1701-12 о ношении Немецких платьев.png

Среди тех, кто продолжал отстаивать старый уклад и противостоял реформам был протопоп Аввакум.

В феврале 1666 года в связи с открытием церковного собора Аввакума привезли в Москву. Его снова пытались склонить к признанию церковных реформ, но протопоп «покаяния и повиновения не принес, а во всем упорствовал, еще же и освященный собор укорял и неправославным называл». В результате 13 мая Аввакум был расстрижен и предан проклятию как еретик.
После суда Аввакума вместе с другими расколоучителями отправили в заключение в Угрешский монастырь, откуда его позднее перевели в Пафнутьев-Боровский.

Протопоп Аввакум был духовным отцом боярыни Морозовой Ф.П.

В июне 1675 года в срубе были сожжены 14 слуг боярыни, поддерживавшие старую веру. 11 сентября 1675 года от голода скончалась княгиня Урусова, Морозова тоже предвидела свою скорую кончину. Незадолго до смерти она попросила стражников постирать в реке рубаху, чтобы умереть в чистой одежде. От полного истощения Феодосия скончалась 2 ноября 1675 года.- Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/134732/boyaryi<wbr />nya-morozova---legendarnaya-lichnost-ist<wbr />oriya-jizni-boyaryini-morozovoy

14 апреля 1682 года закончилась на костре жизнь этого бесстрашного человека, оставшегося неразгаданной легендой древнерусской духовности.

combustion-avvakum.jpg

Не стала исключением и была подвержена искажению история казни Аввакума.

После внимательного ознакомления с положениями реформы Никона становится очевидным, что «Мелочи не играют решающей роли. Они решают всё!» (Харви Маккей).

Хочу обратить внимание всего лишь на два пункта, из пяти, которые были изменены в ходе реформы богослужебной традиции.

Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным иотмена «метаний», или малых земных поклонов — в 1653 году Никон разослал по всем церквям московским «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились».

Крестные ходы, Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).

Посмотрим поближе полотно картнины В.Сурикова с боярыней Морозовой.

5375 Боярыня Морозова фрагмент 1887.jpg

5482 рука боярыни Морозовой.jpg

5528 Юродивый на снегу.jpg

5373 Боярыня Морозова фрагмент 2.jpg

Общество расколото на религиозной почве. Отношение к реформам Никона, и к тем, кто этим самым реформам противостоял — неоднозначное.

О перекрещивании.
Благодарю Надежду Кашину за ссылку на лекции Абрамова-Шубина, который даёт потрясающие знания о русском языке и Всея Светной грамоте, после просмотра которых начинаешь понимать все «мелочи». В этом ролике можно посмотреть отдельно о перекрещивании.

О крестном ходе.
Казалось бы, какая разница, в какую сторону двигаться во время крестного хода. Если сам ход отражает движение Земли вокруг Солнца, то всё относительно. Со стороны одного полюса планета вращается по часовой стрелке, со стороны другого — против.
Если не ошибаюсь, «фокусы» с изменением направления солярного символа наблюдались в первой половине 20 века.

Приведу картиныВасилия Григорьевича Перова, на которых без лишних слов видно, что после церковных реформ Никона что то пошло не так...

Wassilij_Grigorjewitsch_Perow_006.jpg

Трапеза.jpg

Перов_Проповедь.jpg

Перов_Чаепитие.jpg

Интересно, какие все таки истинные цели преследовал тот, кто затевал в середине 17 века подобные «реформы» на Руси.

Ещё раз напомнив, какой веры придерживались казаки, предлагаю читателям самостоятельно ответить на вопрос: крестьянское ли это было восстание под предводительством донского казака Степана Разина.


З.Ы. После прочитанного предлагаю еще раз взглянуть на строки из «Истории Пугачевского бунта».

Глава 2 стр 21 обещания Пугачева крест и борода.png

Глава 7 стр 126 Пугачев в Казани немецкие платья.png

Глава 8 стр 140 иноверцы стали убивать священников.png


Глава 8 стр 162 деревня Мосты 140 верст.png


Глава 8 стр 162 допрос Панина Я не ворон.png

Глава 8 стр 166 казнь Пугачева бараний тулуп.png


Вырванные же из цепочки событий, стрелецкие бунты 1682, 1689, 1697-1698гг. выглядят непонятными, с точки зрения хода событий. Авторы традиционной истории называют одну и ту же причину возникновения стрелецких бунтов — недовольство начальством.
При все при этом, судьба предводителей стрелецких бунтов одинакова: смертная казнь, занесение в летопись разговорных форм имен (Федька, Ивашка и т.п.).

Попробую предположить, что стрельцы были старообрядцами.
Такой вывод могу сделать на основании того факта, что казаки, были потомками стрельцов, и старообрядцами.

Примечание стр 3 к главе 1 потомки стрельцов

В рамках данной статьи не стану описывать события, происходившие непосредственно во время стрелецких бунтов. При желании каждый самостоятельно сможет прочитать о них в открытых источниках, а также в романе Алексея Толстого «Пётр Первый».

Приведу две таблицы, в которых объединил людей, находившихся в непосредственной близости от престола и события, происходившие на временном промежутке с 1649 по 1698гг.

Милославские родственники Петра.gif

Стрелецкие бунты и Петр 1.gif

Беглого взгляда на таблицы достаточно, чтобы понять, насколько «фортовым» был Пётр Алексеевич.
Он не только не умер во младенчестве, но и сумел занять престол и удержаться на нём единолично почти 30 лет.

При подготовке статьи о Степане Разине не обратил внимание на картину Василия Перова «Спор о вере».

d494e1030ce48e360cfaed84985f4d96 спор о вере.jpg

Неспроста Василий Григорьевич уделил событиям лета 1682 года такое внимание. Смерть Никиты Константиновича Добрынина (прозванного сторонниками реформ Никона — Пустосвятом) стала следующей, за сожжением протопопа Аввакума.
И, скорее всего, стрельцы, будучи приверженцами старых обрядов, выступили в 1682 и 1689 годах в поддержку Аввакума и Никиты, а не против своих начальников.
В таком случае понятно, почему Прокофьев и Бобылев были сожжены в срубах (также, как и Аввакум).

Обращают на себя внимание фамилии военноначальников, руководящих подавлением стрелецкого бунта 1698 года и опять спасающих Россию:

Бой у Воскресенского монастыря

В бою у Воскресенского монастыря со стороны Правительства (имеется ввиду Боярская дума или кучка людей, оставленных на 18 месяцев руководить страной?, прим.автора) участвовали:

Бутырский полк — генерал Патрик Леопо́льд Го́рдон оф Охлухрис
«батальон» Преображенского полка — майор Николай фон Зальм
«батальон» (6 рот) Семёновского полка — полуполковник И. И. Англер
Лефортовский полк — полковник Ю. С. Лим
артиллерия под командованием полковника де Граге (Гранжа)

Какое то де жа вю.

Для большей наглядности при рассмотрении заговора 1697года и бунта 1698 года приведу небольшую схему и картину В.Сурикова «Утро стрелецкой казни».

Петр в великом посольстве.png

surikov03 утро стрелецкой казни.jpg

В версии традиционной истории Петр решил отправиться за границу с великим посольством инкогнито.
И действительно, ни одного документа об отправлении какого то посольства, о передаче управления государством на 18 месяцев или ещё что то в этом духе я не нашёл в Полном собрании законов Российской Империи 1649-1825гг. Если не считать одного документа от 11 марта 1699 года, т.е. через полгода после возвращения Петра в Москву.

03-стр603-1699-03-11 о поздравлении Государя с благополучным из чужих краев возвращением.png

03-стр605-1699-03-11 о поздравлении Государя с благополучным из чужих краев возвращением отрывок.png

Глядя на факты имеем в стране напряженную борьбу за престол, насаждение новых обрядов (а возможно и веры, вопрос требует детальной проработки), постоянные угрозы жизни Петру и его матери.
В поездку за границу Пётр отправляется, не дождавшись казни заговорщиков, а возвращается спустя 2 месяца после массовых казней стрельцов.
В версии традиционной истории «предполагавшаяся поездка в Венецию была отменена в связи с известиями о стрелецком бунте в Москве и спешным возвращением Петра I в Россию августе 1698 г.».
Просматривая подробное описание путешествия Петра из Москвы, видно, что на доставку писем уходит не больше недели. Даже если предположить, что сообщение о начавшемся бунте было доставлено Петру по факту подавления самого бунта в июне 1698 года, то и два месяца, потраченные на обратную дорогу в Москву с натяжкой можно назвать «спешным возвращением».

Описание всех деталей путешествия Петра нам вряд ли удастся найти в первоисточниках, может быть задержка во времени доставки сообщений и скорости возвращения была связана именно с секретностью самого факта пребывания Петра за пределами страны.
Попробуем проверить.
Итак, в Москве никто не знает, что под именем Петра Михайлова за границу выдвинулся царь (отсутствие каких либо официальных указов может служить тому подтверждением).
Посмотрим, что происходит с Петром за границей.
Удивительно, но Петра узнают практически во всех странах, городах, деревнях, где бы он не появился с великим посольством или опережая его.
Фантастика, с ним встречаются главы государств, устраиваются приемы, даются представления на море, открываются двери английского парламента, а в Лондоне и вовсе Готфрид Кнеллер пишет портрет молодого царя

Peter_I_by_Kneller.jpg

Заметье, все эти узнаваемые встречи происходят в то время, когда ещё нет телевидения, сети Интернет и мобильной связи, никто не слышал про смартфоны, айфоны и селфи.
Интересно, что даже в наше время, при наличии всех вышеупомянутых плодов цивилизации, пусть и бывшая первая леди страны, может зайти в кафе и не быть узнанной.

Прекрасно понимаю, что произведение Алексея Толстого не может быть рассмотрено как исторический документ, однако, оно было создано в определенных целях и содержит занимательные обороты, которые не стоит оставлять без внимания.

«Государство было оставлено боярам во главе со Львом Кирилловичем, Стрешневым, Апраксиным, Троекуровым, Борисом Голицыным и дьяком Виниусом. Москва — со всеми воровскими и разбойными делами — Ромодановскому. В середине марта великое посольство с Петром Михайловым выехало в Курляндию.
Первого апреля Петр отписал симпатическими чернилами:
»Мин хер Виниус… Вчерашнего дня приехали в Ригу, слава богу, в добром здоровии, и приняты господа послы с великою честью. При котором въезде была ис 24 пушек стрельба, когда в замок вошли и вышли. Двину обрели ещельдом покрыту и для того принуждены здесь некоторое время побыть...
Пожалуй, поклонись всем знаемым… И впредь буду писать тайными чернилами, — подержи на огне — прочтешь… А для виду буду писать черными чернилами, где пристойно будет, такие слова: «Пожалуй, поклонись господину моему генералу и побей челом, чтоб пожаловал, не покинул маво домишку»...
Остальное все — тайными чернилами, а то здешние людишки зело любопытные..."

Прямо таки а-ля дедушка Ленин :).

Выводы.
Стрелецкие бунты в конце 17 века являются отражением в традиционной истории более масштабной и трагичной борьбы на территории Руси.
Поездка Петра Алексеевича за границу была обусловлена в первую очередь не тягой к знаниям, а необходимостью сохранения жизни ориентированному на Запад реформатору.
Ни в одном из источников не увидел, не уловил безграничной любви Петра ко всему русскому, родному до отъезда за границу.
Не стоит забывать, что и старший брат Петра, Федор Алексеевич, и Алексей Михайлович были ориентированы на запад. Сам Петр с детства бывал в Немецкой слободе, был окружен иностранцами.
Поэтому версия его подмены в заграничной поездке звучит, как минимум, неубедительно.

А.Толстой «Петр Первый»:
" -Милая жизнь… Слышь, и собаки здесь лают без ярости… Парадиз… Вспомню Москву, — так бы сжег ее..."

В.В. Пякин о Петре Первом.

Сканы документов из «Полного собрания законов Российской Империи 1649-1825гг.»


Дополнение - Стрелецкие бунты и Пушкины


Стрелецкие бунты также привлекли к себе мое внимание после прочтения списка фамилий знатных особ, имевших непосредственное отношение к событиям тех лет. Как вы наверное уже догадались, фамилия эта — Пушкин.
Прежде, чем начать повествование, хотел бы задать один вопрос:
назовите имя известного предка Александра Сергеевича Пушкина.

За редким исключением ответ будет похож на тот, что выдаёт Яндекс.
Можете проверить и адресовать этот вопрос своим знакомым, ответ будет практически один и тот же.
И он никоим образом не зависит от степени эрудированности, уровня образования или возраста вашего собеседника.

Безусловно, предок Александра Сергеевича по материнской линии был выдающейся личностью, но далеко не основателем рода Пушкиных, и уж тем более, не самым знатным.

В кратком виде родословная поэта выглядит следующим образом:

Пушкин родословная.png

Более подробно о роде Пушкиных можно прочесть на сайте «Былое России».

Возвращаясь к заданному вначале вопросу, продолжу.
Имена Матвея Степановича Пушкина и его сына Федора, запечатленные на страницах «Полного собрания законов Российской Империи 1649-1825гг.» бросились мне в глаза.

Пушкин Матвей Степанович.png

Очевидно, что замалчивание факта участия известного предка поэта в событиях 1697 года, с одной стороны, и придание широкой огласки истории предка поэта по материнской линии, с другой, было выгодно как царствующей семье Романовых в России, так и «доброжелателям» гения.
Ведь в противном случае, зная историю рода Пушкиных, творчество поэта воспринимается совсем в другом ракурсе, а все рассказы о том, что Александр Сергеевич, приступая к работе над своим произведением о Петре был полон восхищения лопаются подобно мыльному пузырю.

В результате пережитых нашей страной войн в 20 веке, нескончаемых реформ, перестроек и прочих дрязг, сложилась ситуация, когда современная молодежь (а зачастую и старшее поколение) не знает своих корней.
Такое состояние можно сравнить с семенами одуванчика, которые при малейшем дуновении улетают, теряют связь.

Александр Сергеевич хорошо знал свою родословную и доказательством этому может служить его стихотворение«Моя родословная» 1830г.
При упоминании произведения или автора предпочитаю находить и ссылаться на первоисточники, оригиналы текстов, но в данном случае, хочу привести текст стихотворения с комментариями, найденными на одном из сайтов, посвященных жизни и творчеству Пушкина.

Моя родословная
1830


Смеясь жестоко над собратом,
Писаки русские толпой
Меня зовут аристократом.
Смотри, пожалуй, вздор какой!
Не офицер я, не асессор,
Я по кресту не дворянин,
Не академик, не профессор;
Я просто русский мещанин.

Понятна мне времён превратность,
Не прекословлю, право, ей:
У нас нова рожденьем знатность,
И чем новее, тем знатней.
Родов дряхлеющих обломок
(И по несчастью, не один),
Бояр старинных я потомок;
Я, братцы, мелкий мещанин.

Не торговал мой дед блинами,(1)
Не ваксил царских сапогов,(2)
Не пел с придворными дьячками,(3)
В князья не прыгал из хохлов,(4)
И не был беглым он солдатом
Австрийских пудреных дружин;(5)
Так мне ли быть аристократом?
Я, слава богу, мещанин.

Мой предок Рача мышцей бранной
Святому Невскому служил;
Его потомство гнев венчанный,
Иван IV пощадил.
Водились Пушкины с царями;
Из них был славен не один,
Когда тягался с поляками
Нижегородский мещанин.(6)

Смирив крамолу и коварство
И ярость бранных непогод,
Когда Романовых на царство
Звал в грамоте своей народ,
Мы к оной руку приложили,
Нас жаловал страдальца сын.(7)
Бывало, нами дорожили;
Бывало… но — я мещанин.

Упрямства дух нам всем подгадил:
В родню свою неукротим,
С Петром мой пращур не поладил(8)
И был за то повешен им.
Его пример будь нам наукой:
Не любит споров властелин.
Счастлив князь Яков Долгорукой,(9)
Умён покорный мещанин.

Мой дед, когда мятеж поднялся(10)
Средь петергофского двора,
Как Миних, верен оставался(11)
Паденью третьего Петра.
Попали в честь тогда Орловы,
А дед мой в крепость, в карантин,
И присмирел наш род суровый,
И я родился мещанин.

Под гербовой моей печатью
Я кипу грамот схоронил
И не якшаюсь с новой знатью,
И крови спесь угомонил.
Я грамотей и стихотворец,
Я Пушкин просто, не Мусин,(12)
Я не богач, не царедворец,
Я сам большой: я мещанин.

Post scriptum

Решил Фиглярин(13), сидя дома,
Что чёрный дед мой Ганнибал
Был куплен за бутылку рома
И в руки шкиперу попал.

Сей шкипер(14) был тот шкипер славный,
Кем наша двигнулась земля,
Кто придал мощно бег державный
Рулю родного корабля.

Сей шкипер деду был доступен,
И сходно купленный арап
Возрос усерден, неподкупен,
Царю наперсник, а не раб.

И был отец он Ганнибала,
Пред кем средь чесменских пучин
Громада кораблей вспылала,
И пал впервые Наварин.(15)

Решил Фиглярин вдохновенный:
Я во дворянстве мещанин.
Что ж он в семье своей почтенной?(16)
Он?.. он в Мещанской дворянин.(17)

Примечания

1. Строфа Не торговал мой дед блинами… имеет резко памфлетный характер, непосредственно задевая влиятельнейших представителей правящей аристократии: торговал блинами до своего возвышения князь А. Д. Меншиков, ближайший сотрудник Петра I; правнук его, А. С. Меншиков (1787—1869), был другом Николая I, начальником главного морского штаба, членом Государственного Совета;

2. ваксил царские сапоги граф П. П. Кутайсов, бывший камердинером Павла I; сын его, гр. П. И. Кутайсов (1782—1840), — сенатор;

3. пел с придворными дьячками граф А. Г. Разумовский, взятый императрицей Елизаветой Петровной в любовники из простых певчих, а затем ставший ее мужем; среди многочисленного семейства Разумовских племянник его, Ал. Кир. Разумовский (1748—1822), был министром народного просвещения, лично хорошо известным Пушкину с лицейских времен;

4. прыгнул из хохлов в князья А. А. Безбородко, сын малороссийского генерального писаря; он был возвышен Екатериной II, которая присвоила ему сперва графское достоинство, а затем и титул светлейшего князя;

5. беглым солдатом австрийских пудренных дружин был дед Петра Андреевича Клейнмихеля (1793—1869), генерал-адъютанта, снискавшего расположение Аракчеева, Александра I и Николая I за действия свои по управлению военными поселениями.

6. Нижегородский мещанин — Кузьма Минин.

7. Страдальца сын — царь Михаил Федорович Романов, отец которого, насильно постриженный Борисом Годуновым в монахи, большую часть жизни провел в плену и в ссылке.

8. С Петром мой пращур не поладил — Федор Пушкин был казнен в 1697 г. за участие в заговоре Циклера.

9. князь Яков Долгорукий — сподвижник Петра, прославившийся прямотой и независимостью. Однажды он разорвал указ, подписанный Петром.

10. Мой дед, когда мятеж поднялся — Лев Александрович Пушкин за противодействие восшествию на престол Екатерины II был посажен в крепость после дворцового переворота 1762 г.

11. Как Миних верен оставался — фельдмаршал Миних безуспешно пытался организовать сопротивление Екатерине II во время переворота 1762 г. Как и Л. А. Пушкин, он оставался сторонником Петра III.

12. Я Пушкин просто, не Мусин — противопоставление двух ветвей одного и того же рода, одна из которых захирела, а другая, Мусины-Пушкины, получив графство, вошла в придворную аристократию.

13. Фиглярин — прозрачное изменение фамилии Булгарина, основанное на созвучии и характеризующее Булгарина как шута, человека, лишенного чувства собственного достоинства. Это прозвище Булгарина утвердилось в эпиграммах 20-х и 30-х гг.

14. Сей шкипер — Петр I.

15. И был отец он Ганнибала, Пред кем средь чесменских пучин Громада кораблей вспылала И пал впервые Наварин — Ганнибал, Иван Абрамович (1731—1801), генерал-поручик; в 1770 г. принял участие в морском походе в Архипелаг, возглавил покорение Наварина, взорвал на воздух весь турецкий флот, укрывшийся в Чесменской бухте.

16.… в семье своей почтенной — Булгарин был женат на девице из публичного дома, племяннице содержательницы этого дома.

17. Он?.. он в Мещанской дворянин — Мещанская улица в Петербурге — средоточие публичных домов.
________________________________________<wbr />________________________________________<wbr />__________________
Внёс свою лепту в компанию по дискредитации поэта и Алексей Николаевич Толстой, не упоминувший в произведении «Петр Первый» даже имени Федора Пушкина, указав только фамилию.

«Казаки на это кричали: «Дай срок, отъедет государь в немцы, — учиним, как Стенька Разин...» Стрелецкий пятидесятник Елизарьев, не жалея коней, прискакал в Москву и донес о сем воровстве. На розыске открылось, что в связи с Цыклером были московские дворяне Соковнин и Пушкин и сносились с Новодевичьим монастырем. Петр сам пытал Цыклера, и тот в отчаянии от боли и смертной тоски много нового рассказал про бывшие смертельные замыслы Софьи и Ивана Михайловича Милославского (умершего года три тому назад).
Снова поднималась страшная с детских лет тень Милославского, оживала недобитая ненавистная старина...
»

При этом, не забыв вставить строчку о Ганнибале.

«Арап, Ганибалка, слава богу, живет теперь смирно, с цепи сняли, учится по-русски...»

Если в случае с "Крестьянской войной 1773-1775гг." в поисках истины мною были использованы произведения А.С. Пушкина, то к детальному изучению стрелецких бунтов меня побудила одна фамилия.

Сделал для себя вывод, что по отношению писателей и деятелей прошлого и настоящего к творчеству и личности гения можно легко догадаться об истинных намерениях авторов.


Источники:


http://alekseyzayats.livejournal.com/5368.html
http://alekseyzayats.livejournal.com/4947.html
http://alekseyzayats.livejournal.com/4698.html